Почему одним достается все, а другим ничего?" Почему богатые богатеют, а бедные беднеют?

Эти вопросы вселенской несправедливости мучают многих.

Ответ, отчасти кроется в «эффекте Матфея»

«Эффект Матфея» получил свое название благодаря Притче о талантах, которая упоминается в Евангелии от Матфея. 

Притча повествует о некоем господине, который раздал разное количество талантов (так называлась счетно — денежная единица, проще говоря — «деньги», в некоторых странах древнего мира) своим слугам, «каждому по силе его». 

Первому он дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. И попросил распорядиться ими наилучшим образом во время его отъезда.

По возвращении господин потребовал у слуг отчета.

Тот, кто получил пять талантов, вложил их в дело и приобрел еще пять талантов. Получивший два таланта, приобрел еще два. Тот же, кто получил один талант оплошал- закопал выданный ему талант в землю, за что и был наказан.

Притча многим из нас знакома и запомнилась своими строками: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». 

Фраза, будто намекающая на закономерность несправедливости в этом мире: богатые богатеют, а бедные беднеют; сильные становятся сильнее, а слабые ослабевают. 

Впервые термин «эффект Матфея» появился в социологии в 1968 году. Именно тогда был опубликован труд известного американского социолога Роберта Кинга Мертона, посвященный этой теме. Мертон был ученым, и он заметил данный феномен прежде всего в научной среде.

slide 28

Так, американец обратил внимание на то, что при осуществлении какого-либо успешного проекта, все лавры, как правило, достаются руководству, хотя большую часть работы делали его подчиненные.

Знакома ситуация?

«Эффект Матфея», который является ничем иным, как комбинацией хороших стартовых условий и накопительного эффекта, работает далеко не во всех точках нашей жизни.

Это все равно, как если бы от природы вам были даны красивые ноги, но безобразные уши, и вы делали все возможное, чтобы окружающие видели ваши уши, но не видели ваших ног. Скорее всего, еще с детства вы знаете, что прежде всего нужно демонстрировать свои плюсы.

Но если в контексте внешности мы привыкли использовать «эффект Матфея», то в других аспектах жизни неосознанно игнорируем его. 

Действие эффекта Матвея можно увидеть в разных сферах: в экономике, бизнесе, образовании и в повседневной жизни.

       Как же это происходит?

        В школе всегда больше любят отличников, детей из богатых семей, уделяют им больше внимания. Тем, кто плохо учится или детям из неблагополучных семей, наоборот, внимание меньше, хотя они больше нуждаются во внимании, в помощи. Такие дети дома  обделены вниманием, а также и в школе. Отличники смогли быстро и сразу раскрыть свой талант, показать, что они могут учиться, развиваться, добиваться хороших результатов. Чем раньше они начнут это делать, тем дольше будут делать и эффект Матфея будет лучше и быстрее.

Другие же дети не сразу смогли раскрыть свой потенциал, свой талант. А некоторые так и не смогли воспользоваться им в жизни. Им нужна была помощь, но им ее не оказали, не помогли увидеть их лучшие стороны, раскрыть их дар. Дети, которые плохо читают, будут отставать в учебе от других в дальнейшем. Ведь сначала они учатся читать, а потом читают, чтобы учиться, чтобы больше познавать. Если человек плохо читает, то ему тяжело дается и вся учеба, потому что читать нужно быстро и много. В дальнейшем они становятся жертвами Матфея.

7426

Называли дураком — дураком и вырос

Это значит, что все те люди, чей потенциал может быть больше, но на раннем этапе проявлен не был, сразу же оказываются аутсайдерами. Поощрение отдаётся ранее развитым, пренебрежение — к тем, кто развивается как все или медленнее.

«Если преподаватели, проверяя журналы посещаемости и успеваемости и сравнивая наши оценки с оценками наших одноклассников, приходят к выводу, что мы ни на что не годны, и обращаются с нами соответственно, то тем самым они подталкивают нас к тому, чтобы мы стали именно такими, какими они нас себе представляют»
— Роберт Мёртон, социолог

Таким образом, жертвами эффекта Матфея оказываются «поздние таланты», то есть люди, которым в силу их индивидуальных особенностей для демонстрации своего потенциала нужно больше времени.

Кроме того, важную роль играет социальное происхождение конкурентов — ребёнок богатых родителей получает больше шансов на успех. Влияет и выбор научной дисциплины: в математике или физике чаще успеха добиваются именно рано развившиеся дети, в то время как в гуманитарных науках у позднего таланта возможностей проявить себя больше.

Положительные стороны эффекта Матфея

Несмотря на то что не получившим заслуженное признание кажется такое положение вещей несправедливым, у эффекта Матфея есть и положительные стороны. По мнению самого Роберта Мертона, в глобальном смысле эффект оказывает позитивное влияние на развитие науки и прочих сфер деятельности. Так, благодаря данному явлению новость о том или ином открытии распространяется гораздо быстрее, что способствует более стремительному прогрессу. И в самом деле внимание общественности скорее привлекут успешные исследования всемирно известного ученого, чем никому неизвестного рядового сотрудника какого-нибудь провинциального НИИ.

Кроме того, как утверждает Ив Жэнгра, автор «Социология науки», эффект Матфея не является фатальным, а значит его можно преодолеть. В качестве примера Жэнгра приводит случай, произошедший с Альбертом Эйнштейном. Когда физик Йоханнес Штарк приписал одну формулу, выведенную Эйнштейном, другому ученому Максу Планку, Альберт Эйнштейн спокойно продолжил свою работу и впоследствии написал множество трудов. Благодаря этому в конце концов первенство физика перед Планком было установлено и справедливость восторжествовала. По мнению Жэнгра, если бы Эйнштейн все бросил, то Макс Планк так и остался бы в истории как автор упомянутой формулы.

Резюмируя, «эффект Матфея» это своего рода ярлык на успешность или неудачливость.

А вот как реагировать на этот ярлык, посыпать голову пеплом или как Эйнштейн, стать еще сильнее -  этот выбор за Вами